«Бюджет стал более сценарно-разноплановым, а стресс-сценарии — всё более стрессовыми. Определяются сценарии, при которых дальнейшая работа определенных направлений становится нецелесообразной", — Сергей Жеглатый
«Мы переходим на ежемесячные обновления бюджетов до конца следующего года. При этом, заранее стараемся корректировать затраты, закупки и продажи, если понимаем, что что-то пошло не так. Вводные постоянно меняются в бОльшей степени в связи с внешними факторами. Мы стараемся вовлечь каждого руководителя ЦФО в гибкое управление бюджетом, чтобы достигнуть максимального эффекта», — Сергей Мацегора из 2Mood.
«Мы используем принцип скользящего планирования с ежемесячным циклом актуализации. Сценарное планирование и стресс-тестирование применялись и ранее, но сейчас мы увеличили частоту этих упражнений до одного раза в два месяца. Основные предпосылки для вариативности — это темпы продаж и сроки старта проектов", — Алексей Ефремов из RBI.
«Процесс бюджетирования стал более динамичным: мы чаще пересматриваем бюджеты и создаем больше сценариев для учета изменений во внешней среде. Планирование стало более детализированным с уменьшением временного шага — это позволяет нам точнее прогнозировать ситуацию и быстрее реагировать на изменения. Практика стресс-тестирования всегда была частью нашего финансового планирования, но в последние годы мы уделяем ей больше внимания ", — Залина Камболова, руководитель департамента планирования и корпоративной отчетности «Самокат».
«С момента пандемии процесс годового планированияизменился кардинально: во-первых, приобрел еще более высокую степень детализации в части оборотного капитала и CF, во-вторых, стал более сценарно-ориентированным, в-третьих, с учетом скорости изменений на рынке обогатился ежемесячными и ежеквартальными операционными планами в рамках CF (прямым и косвенным способом). Это позволило финансовой команде видеть картину с долгом и банковскими ковенантами на 2-3 месяца вперед," — Алина Певунова из «Детский мир».
«Процесс бюджетирования в компании ежегодно эволюционирует, что связано с плановым подходом, ростом бизнеса на 15-20% в год и изменением потребностей в детализации. В этом году было больше итераций и дискуссий, особенно по ключевым показателям, таким как выручка. Компания активно использует сценарное планирование и гибкие подходы, чтобы оперативно реагировать на изменения, корректировать найм и прогнозировать ближайшие риски. Опыт 2020 года научил лучше понимать границы устойчивости и проводить стресс-тестирование для подготовки к различным сценариям," — Галина Нестерова из «Петрович».
Ольга Сулиман из «Андерсон» добавляет: «С 2024 года мы годовой бюджет корректировали ежемесячно. Каждый месяц дробился на недели, и еженедельно мы смотрим план/факт. Под отклонения по тем или иными статьям, сразу разрабатываем план действий. Таким образом, нам удается нивелировать негативные сценарии, не дожидаясь итогов месяца».
Отмечается рост вовлечённости бизнес-подразделений в финансовое планирование и бюджетирование. «Я всегда стараюсь максимально вовлекать бизнес в процессы бюджетирования, чтобы они были не объектами, а субъектами бюджетирования. Бизнес-подразделения должны быть владельцами бюджетов, управлять ими и нести за него ответственность", — подчеркивает Сергей Жеглатый из «МТС Умный дом».
«Внедряется более осознанное планирование для руководителей направлений, выставление задач через финансовые показатели рентабельность на единицу продукции, ROA, ROI, а также детально оценивается стоимость оборотных средств ", — Илья Бызов, финансовый директор «СГМК».
«Бизнес однозначно стал больше вовлечен в процесс планирования бюджета», — делится Сергей Коренев, руководитель по бюджетированию и отчётности в Dr.Reddys. «Это произошло по нескольким причинам. Во-первых, изменились «правила игры» — компания перешла на более короткие отрезки в оценке освоения бюджета (от года к кварталу), перестали выделяться дополнительные инвестиции сверх бюджета, стали запрашиваться комментарии по отклонениям план-факт расходов. Во-вторых, произошла смена руководителей во многих отделах, новые сотрудники были более вовлечены в процесс планирования ранее и хотят продолжать предыдущий опыт. А также были организованы ежеквартальные ревью со всеми бюджетодержателями для поиска экономий в существующем бюджете и, как следствие, сотрудники, ответственные за бюджет, ощутили необходимость своего детального погружения на этапе планирования».
При этом некоторые компании отмечают изменение характера взаимодействия:
«Ранее тематика бюджетного диалога с бизнесом была более мягкой и сосредоточенной на обсуждении предпосылок, драйверов, рисков и возможностей. Вопросы звучали примерно так: "Какие предпосылки закладываем? Какие драйверы видим? Где могут быть риски, а какие возможности? Все ли сделано для достижения цели?" Диалог носил более расслабленный характер. Сейчас подход стал жестче. Цель четко просчитана, предпосылки определены, а для достижения цели в бюджет включены конкретные мероприятия. Генеральный директор совместно с финансовой командой выбирает приемлемый сценарий, понимая риски, которые связаны с тем или иным вариантом. Это позволяет сократить время на неконструктивный и общий диалог с руководителями бизнес подразделений по поводу рисков и недостижимости целей и переориентировать его в русло обсуждения конкретных бюджетных заданий. Таким образом, подход к диалогу изменился в сторону большей строгости и конкретики", — поясняет Алина Певунова из «Детский мир».
Успешная адаптация к внешним угрозам требует комплексного подхода.
Рассказывает Оксана Савушкина, финансовый директор агропромышленного холдинга: «В рамках бюджетного процесса на 2025 год компания интегрировала три основных механизма. Во-первых, сценарный подход. Это разработка нескольких бюджетных сценариев с учетом возможных изменений внешних условий. Во-вторых, ориентация на локализацию. Это планирование инвестиций в российские технологии, оборудование и поставщиков. И, наконец, фокус на ликвидности, то есть усиленный контроль за денежными потоками и создание резервов для критических ситуаций. Особое внимание мы уделили инвестиционной гибкости и мониторингу внешних условий, что привело к расширению набора сценариев. Для каждого из них рассчитаны ключевые показатели и разработаны плановые бюджеты по всем функциональным направлениям компании. Ключевые шаги для достижения устойчивости и успеха включают развитие внутреннего производства, оптимизацию затрат, переориентацию на новые рынки, адаптацию бюджетов. Эти меры помогут не только справиться с текущими вызовами, но и создадут базу для долгосрочного развития и укрепления позиций в изменившемся экономическом ландшафте. Я уверена, что компании, способные адаптироваться к новым реалиям, оптимизировать процессы и эффективно использовать доступные ресурсы, смогут не только сохранить стабильность, но и занять лидирующие позиции на рынке».
В условиях высокой неопределенности важно не забывать про новые возможности для развития. Как подчеркивает Евгений Темяков, финансовый директор Inventive Retail Group: «Упавший рынок не дает ничего, кроме возможности дешево купить, что также может стать путем повышения эффективности использования инвестированного капитала».