Разграничение функций между EPM и другими системами

Время чтения: 3 минуты

Мы используем файлы cookie
Чтобы улучшить работу сайта и предоставить вам больше возможностей. Продолжая использовать сайт вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookie.
Согласен
Настройки
Мы используем файлы cookie
Настройки
Файлы cookie, необходимые для корректной работы сайта, всегда включены.
Другие файлы cookie можно настроить.
Основные файлы cookie
Всегда включен. Эти файлы cookie необходимы для того, чтобы вы могли пользоваться веб-сайтом и его функциями. Их нельзя отключить. Они устанавливаются в ответ на ваши запросы, такие как настройка параметров конфиденциальности, вход в систему или заполнение форм.
Аналитические файлы cookie.
Disabled
Эти файлы cookie собирают информацию, чтобы помочь нам понять, как используются наши веб-сайты или насколько эффективны наши маркетинговые кампании, или чтобы помочь нам настроить наши веб-сайты под вас.
Рекламные файлы cookie
Disabled
Эти файлы cookie предоставляют рекламным компаниям информацию о вашей онлайн-активности, чтобы помочь им предоставлять вам более релевантную онлайн-рекламу или ограничить количество просмотров рекламы. Эта информация может быть передана другим рекламным компаниям.
Платформы класса EPM позволяют автоматизировать целый ряд задач управления эффективностью: стратегическое планирование, финансовое моделирование, среднесрочное планирование (бюджетирование), планирование HR, процессы S&OP.

С помощью такой платформы-конструктора можно решить практически любую задачу бизнес-планирования, как в Excel, и при этом избежать недостатков последнего. Нужно создать сложные драйверные модели или собрать данные со всех подразделений компании и отслеживать статус предоставления, построить аналитические отчеты и графики, провести сценарное моделирование? Эти задачи по плечу EPM платформам. Система обрастает связями с другими продуктами IT-ландшафта и становится инструментом для принятия решений, содержащим необходимую для этого информацию.
Так бывает, что EPM-платформа в некоторых компаниях становится чуть ли не первой платформой (после ERP), автоматизацией которой занимаются планово-экономические подразделения компании. К этому времени обычно накапливается много задач, и все их очень хочется решить в ходе проекта внедрения. В этом случае есть риск «перегрузки» системы функциональностью.

На первый взгляд кажется, что сделать всё в одном инструменте – удачное решение: уже есть лицензии и команда подрядчика, которая понимает требования и может их тем или иным способом реализовать. К сожалению, подрядчик тоже не всегда способен оценить все риски такой «перегрузки», особенно если он сконцентрирован на одном единственном продукте.

В своей практике мы часто встречаемся с активными попытками наших клиентов наделить CPM систему функциями смежных продуктов, например, полноценного BI инструмента или Хранилища данных, позволяющего обрабатывать огромные массивы факта, или инструмента для работы с детальными бюджетными заявками.

- «А что, так нельзя?! Ведь многие из этих функций декларирует и сам вендор», - спросите вы.

- «Можно, только осторожно!», – ответим мы.
Давайте рассмотрим подробнее эти три кейса:

1. EPM для задач BI.
Действительно EPM предоставляет хорошие аналитические возможности: на дашбордах системы вы можете видеть связанные таблицы, строить аналитические графики, фильтровать и сортировать данные. В целом, если у вас есть заранее известный список вопросов, на которые должна ответить отчетность, то вы, скорее всего, сможете это реализовать в EPM. Но если вам нужен более гибкий подход к анализу: глубокий анализ взаимосвязей, возможность на лету сегментировать отчетность по разным меняющимся признакам, и в целом вы хотите задавать совершенно разные вопросы и сразу искать на них ответы в данных, то здесь больше подойдут специализированные BI платформы – именно они обеспечат нужную гибкость и оперативность.

2. EPM как хранилище данных.
Если вам нужно обработать таблицу в детализации плана счетов 1С и с помощью мэппинга преобразовать это в управленческий план счетов, то EPM легко решит эту задачу. Или вам нужно сгруппировать по аналитикам (превратить в куб) транзакционную таблицу, в которой содержится несколько тысяч записей – это тоже работает. Но вот если таких таблиц много и в каждой десятки тысяч записей, которые в дальнейшем группируются и используются только для расчета укрупненных фактических норм расходов, то лучше вынести это в витрины ХД. В противном случае вы можете получить значительную просадку в производительности вашего EPM решения.

3. Детальное планирование по Номенклатуре/Договорам/Клиентам в EPM системе.
В первую очередь стоит оценить необходимость детального планирования и горизонт составления таких планов – иногда сбор детальных данных делается по привычке, при этом такая детальность не позволяет перейти от статичных, то есть жёстко привязанных к плановому объему реализации, бюджетов, к гибким бюджетам, которые пересчитываются в зависимости от уровня деловой активности. Мы рекомендуем нашим клиентам ограничиваться наиболее значимыми/дорогостоящими ТМЦ или планировать по существенным клиентам и договорам, если такая детализация действительно необходима. В этом случае не только не пострадает производительность, но и стоимость владения EPM системой будет ниже, так как она в том числе определяется объемом процессорных мощностей, дискового пространства и оперативной памяти. Для детального оперативного планирования закупок и заявок гораздо лучше подходит ERP система.
В целом такой подход – разделение задач по инструментам – может показаться более дорогим, ведь, например, стоимость реализации полноценного Хранилища сравнима со стоимость внедрения EPM системы. Но в перспективе как раз такое решение позволит избежать лишних затрат на переработку или даже перевнедрение системы, которая в итоге не справляется со своими основными задачами, будучи перегружена дополнительными.
Если использовать модное нынче понятие «антихрупкость», то подобные решения гораздо более устойчивы, так как вы можете вносить изменения в каждую отдельную подсистему, не затрагивая другие. А изменения точно потребуются, ведь компания не стоит на месте и бизнес-процессы меняются. Гораздо сложнее переделать решение, в котором в рамках одного продукта уже намешаны все функции и иногда кажется, что проще перевнедрить заново, чем распутывать этот клубок.
Понравилась статья?
Больше актуальных новостей и интересных кейсов
Не забудьте подписаться на наш Telegram!
Будьте в курсе событий!
Читайте также: