Бизнес-кейс: распределение групповых затрат на дивизионы

Время чтения: 2 минуты

На примере одного из проектов рассказываем о распределении общегрупповых затрат.

В международной сети медицинских центров, представленной на трех континентах (дивизионах), стояла задача реализовать планирование общегрупповых затрат в разрезе кост-центров (=юр лицам), и в дальнейшем распределить полученные затраты на дивизионы.
В компании выделяются следующие кост-центры:

• IT
• Data science & information management
• Digital transformation
• Маркетинг
• HR
• Корпоративные финансы
• Безопасность
• Устойчивое развитие («Environmental Sustainability»)
• Внутренний аудит
• Корпоративные коммуникации
• Секретариат
• Отдел закупок и др.

Задача усложнялась тем, что согласно правилам трансфертного ценообразования, применяемым в компании, полученные общегрупповые затраты должны передаваться на дивизионы с наценкой/маржой. Но просто применить процент маржи к затратам кост-центра также было бы не совсем некорректно, т.к. по ряду статей затраты должны распределяться без наценки.
Как решали поставленную задачу:

1. Реализовали формы для планирования затрат общегрупповых кост-центров в разрезе статей затрат. Принцип планирования: процент роста затрат от baseline по статьям за предыдущий период, с возможностью ручной корректировки.

2. Следующим этапом спланировали процент маржи по каждому из кост-центров. Для этого реализовали форму ввода процента маржи по кост-центру в целом, который применялся ко всем статьям затрат. При этом сохранили возможность убрать процент маржи для статей, для которых наценка не нужна (например, для командировочных расходов или для ряда статей расходов на персонал).

3. Далее затраты по кост-центрам, включая маржу, необходимо было распределить на дивизионы. Для этой цели была реализована форма ввода процента распределения в разрезе кост-центров и дивизионов, с последующей проверкой того, чтобы процент не превышал 100%. Однако, и тут могут быть исключения: например, расходы на командировки отдельно взятого кост-центра планируются в пользу конкретного дивизиона. Для этих целей была реализована возможность корректировки процента распределения по статьям.

4. Последним этапом осуществили пересчет распределенных затрат из валюты кост-центров в валюту дивизионов для того, чтобы включить эти затраты в бюджеты дивизионов в качестве management fee.

5. Если говорить о составлении в последующем консолидированной отчетности по группе компаний, то в групповом Income Statement распределенные общегрупповые затраты должны быть элиминированы у дивизионов (Management fee paid), также как должны быть элиминирована полученная выручка (Management fee received) у дивизиона, отвечающего за групповые операции. Это было сделано в рамках задачи по формированию групповой консолидированной отчётности.

Таким образом, компания получила удобный и прозрачный механизм планирования и распределения общегрупповых затрат, с формами проверки и с последующей передачей данных в бюджеты дивизионов. Также автоматизация этого процесса позволила клиенту намного быстрее и проще находить расхождения в данных между дивизионами и головной компанией: когда данные в бюджетах дивизионов по распределенным на них общегрупповым затратам не совпадают с суммой выручки у головной компании. Подобные кейсы часто встречаются при сверке ВГО при составлении консолидированной отчетности.
Понравилась статья?
Больше актуальных новостей и интересных кейсов
Не забудьте подписаться на наш Telegram!
Будьте в курсе событий!
Читайте также: