На проекте для одного онлайн-ритейлера решали задачу по моделированию и оценке эффективности маркетинговых активностей.
При выходе на новые рынки компания несет значительные расходы на маркетинговые активности для привлечения покупателей. Оценка эффективности рекламной кампании проводится с помощью различных метрик. Для нашего клиента одним из ключевых показателей эффективности работы маркетологов является сумма затрат для привлечения нового клиента (CAC - Customer Acquisition Cost). Этот показатель считается по формуле: затраты на привлечение клиента нужно разделить на количество привлеченных клиентов. Зная эту цифру, можно оценить эффективность любого канала привлечения клиентов или маркетинговой кампании. А на основании полученных данных — отказаться от неэффективных каналов и сосредоточиться только на выгодных и прибыльных.
Процесс анализа и планирования затрат на привлечения можно разделить на следующие этапы:
1. Расчет фактической эффективности каналов Для этого нужно собрать затраты на привлечение новых клиентов в разрезе каждого канала и региона. Эти затраты в основном состоят из стоимости рекламной кампании, зарплаты штатных специалистов (дизайнеры, разработчики, верстальщики, специалисты по контекстной рекламе и т.д.), и других накладных расходов. Для каждого рекламного канала нужно получить информацию о количестве клиентов, пришедших по нему
2. Анализ эффективности маркетинговых активностей для каждого региона и выбор эффективной маркетинговой стратегии.
3. Прогнозирование затрат по каждому региону, исходя из плана по выручке, перечня планируемых мероприятий и их стоимости (показателя CAC).
Как решали:
Рассчитали бюджет маркетинга на основе статистики по предыдущим периодам и поправочным коэффициентам.
Определили статьи маркетинга, отражающие расходы на привлечение новых клиентов.
Настроили расчёт CAC, в разрезе городов, маркетинговых активностей/каналов в зависимости от:
- количества потенциальных покупателей,
- коэффициента удержания покупателей,
- среднего значения заказов 1 покупателя в месяц, на основе накопленной статистики по предыдущим периодам.
Подробную формулу можно увидеть на рисунке.
Рис.1 Формула расчёта CAC, в разрезе городов, маркетинговых активностей/каналов
Результат
Благодаря решению этой задачи клиент получил инструмент для оценки и планировании затрат на маркетинговые активности, который помогает наиболее эффективно использовать средства компании для увеличения продаж.