Бизнес-кейс расчёта плановых продаж и их распределение на каналы поставок (Last Mile).

Время чтения: 2 минуты

Мы используем файлы cookie
Чтобы улучшить работу сайта и предоставить вам больше возможностей. Продолжая использовать сайт вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookie.
Мы используем файлы cookie
Настройки
Файлы cookie, необходимые для корректной работы сайта, всегда включены.
Другие файлы cookie можно настроить.
Основные файлы cookie
Всегда включен. Эти файлы cookie необходимы для того, чтобы вы могли пользоваться веб-сайтом и его функциями. Их нельзя отключить. Они устанавливаются в ответ на ваши запросы, такие как настройка параметров конфиденциальности, вход в систему или заполнение форм.
Аналитические файлы cookie.
Disabled
Эти файлы cookie собирают информацию, чтобы помочь нам понять, как используются наши веб-сайты или насколько эффективны наши маркетинговые кампании, или чтобы помочь нам настроить наши веб-сайты под вас.
Рекламные файлы cookie
Disabled
Эти файлы cookie предоставляют рекламным компаниям информацию о вашей онлайн-активности, чтобы помочь им предоставлять вам более релевантную онлайн-рекламу или ограничить количество просмотров рекламы. Эта информация может быть передана другим рекламным компаниям.
У заказчика – крупной e-commerce компании - обширная сеть доставки товаров по России и зарубежным странам, в том числе: постаматы, точки самовывоза, курьерская доставка, а также их разновидности. Расчёт плановых продаж (GMV), а также его объёмных эквивалентов крайне важен для заказчика. Клиенту нужно считать плановый объём продаж, который формируется на уровне регионов с распределением на каналы поставок, вместе с планом количества открытия и закрытия точек в разрезе регионов. Помимо этого, результаты расчёта Bottom-Up необходимо сопоставлять и согласовывать с результатами Top-Down планирования.

Для решения этой задачи мы использовали современную и гибкую программную платформу.
Что сделали:

Bottom-Up расчёт разделили на 3 части:
1. Расчёт по действующим точкам.
2. Расчёт по открывающимся точкам.
3. Прочие каналы.

1. Расчет по действующим точкам был задан, как расчет от средних показателей последних месяцев факта ключевых метрик: AOV (среднее GMV на заказ), AIV (среднее GMV на единицу товара), с возможность применения ручных корректировок. А также задавался план по количеству закрываемых точек в определённые периоды по регионам.
2. Расчёт по открывающимся точкам строился из анализа среднего GMV на точку в разрезе региона и канала, и если его объём был аномально высоким, то в данном канале и регионе в указанные месяцы планировалось открытие точки. У новых точек присутствовал коэффициент раскрутки. Данный коэффициент раскрутки точки применялся к среднему GMV на точку в данном канале этого региона, затем через AOV и AIV считались объёмные показатели.
3. Прочие каналы (курьерская доставка, почта) поставок в основном задавались либо как процент от основных каналов поставок (точки, постаматы), либо как ручной ввод (международная доставка).

Итоговые результаты расчёта, а именно GMV, Items и Orders, необходимо было подгонять обратным пересчётом к целям, заданным Top-Line планированием. Для этого расчёт Bottom-Up целиком копировался из версии модели, предназначенной для Bottom-Up планирования, в версию, предназначенную для механизма подгонки.

В Top-Line задавались несколько параметров, такие как GMV, Items и Orders в месяц целиком по всем каналам. Ответственный менеджер мог выбрать по своему усмотрению, что именно ему необходимо подогнать под результат: GMV, Items или Orders, либо всё вместе, а так же мог менять механизм аллокации, например не разрешать подгонку в каких-то регионах или каналах, тем самым подгоняя общий результат под результат Top-Line только другими регионами или каналами, а так же менять ли количество открытий или закрытий при подгонке.

Как итог данной работы клиент получил:

• Полный цикл расчёта плановых продаж с разделением по зонам ответственности в единой среде.
• Ускорение процесса расчёта с недели до нескольких часов.
• Гибкий инструмент подгона расчёта Bottom-Up под Top-Down цели (т.н. консенсус план).
• Ускорение процесса подгона расчётов с нескольких дней до нескольких минут.
• Систему источник для дальнейшего расчёта логистики, OPEX, CAPEX и т.д.

Заказчик был очень доволен системой. В дальнейшем, в рамках развития модели, в эту модель были заложены следующие механизмы:

1. Расчёт с детализацией поставки «Объект средней мили» -> «Последняя миля».
2. Расчёт обратного потока товаров (возвраты).
3. Более детальный расчёт зарубежных продаж.
Понравилась статья?
Больше актуальных новостей и интересных кейсов
Не забудьте подписаться на наш Telegram!
Будьте в курсе событий!
Читайте также: