ПРИСТУПАЯ К РАБОТЕ
Переосмыслив модели бюджетирования, финансовые директора могут принять участие в разработке стратегических планов, которые будут выглядеть значительно иначе, чем в предыдущие годы. Пересмотренные планы будут включать в себя несколько сценариев, определяющих стратегическое направление, бюджет «с нуля» для важных областей бизнеса и централизованно управляемые пулы затрат.
CFO необходимо создать кросс-функциональные команды, которые помогут решить две задачи: стресс-тестирование различных стратегический сценариев и перевод стратегического плана в бюджет. В этот процесс должны быть максимально вовлечены все подразделения, особенно если речь идет о значительном пересмотре стратегии и ресурсов, для этого в том числе можно создавать небольшие кросс-функциональные группы а также проводить дополнительные бюджетные сессии в середине года, для подведения промежуточных итогов и оперативного перераспределения ресурсов.
За долгие годы работы в ИТ консалтинге я вижу, как менялись и меняются требования наших клиентов к системам финансового планирования и бюджетирования.
Многие наши клиенты, уже когда-то внедрившие себе такие системы, сейчас начинают новые проекты внедрения. Они создают новую методологию, выбирают новые программные продукты и в целом пересматривают процессы бюджетирования и финансового планирования. И это не потому, что предыдущие внедрения были неудачными, просто жизнь диктует новые подходы.
Безусловно тенденции, обозначенные в статье, актуальны. Но на мой взгляд, часть из них началась еще раньше кризиса. Например, создание и внедрение драйверных моделей или их пересмотр, сценарное моделирование, преднастроенные отчеты для презентаций – это задачи, которые наши клиенты все чаще включают в периметр проектов по бюджетированию. От систем для сбора бюджета наши клиенты постепенно переходят к решениям, позволяющим быстро получать ответы на различные бизнес-вопросы, перечень которых отличается от периода к периоду. Они хотят моделировать различные ситуации, анализировать комбинации показателей и мгновенно углубляться в детали, в случае если того требует ситуация. Тем более программные продукты все время развиваются и позволяют все лучше реализовывать подобные запросы.
Но кризис безусловно расставил свои акценты, например, некоторые наши клиенты-ритейлеры стали расширять каналы онлайн продаж в дополнение к оффлайн и им потребовалось быстро пересматривать свои бизнес-процессы и вносить изменения в свои финансовые модели. У других поменялся процесс отчетности и им пришлось перейти от ежемесячных отчетов по исполнению бюджета к еженедельным.
Реализовывать подобные изменения, пользуясь многим привычными моделями в MS Excel, достаточно сложно и требует значительных трудозатрат со стороны финансовых служб. В лучшей ситуации находятся те, кто раньше уловили тенденции, и уже сейчас имеют инструменты для более гибкого управления.
Тем не менее те, кто только начинают пересматривать свой подход, могут сделать это довольно быстро. Современные системы для бюджетирования и гибкие методы проектного управления позволяют ускорить проекты внедрения, в том числе и за счет того, что настройка системы и разработка методологии идут в параллели. Это очень вдохновляет, когда только недавно прошла стартовая встреча участников проекта и вот уже в системе готовятся первые отчеты.