7 ключевых аспектов автоматизации бюджетирования.

Время чтения: 5 минут

Внедрение автоматизированной системы бюджетирования – актуальная задача для многих компаний. Наши клиенты, приступая к автоматизации функции бюджетирования, часто спрашивают: с чего начать и какие подводные камни ждут их на этом пути.

Давайте попробуем детально разобраться и найти ответ на вопрос: «Как подготовиться к внедрению системы бюджетирования в компании».

СУЩЕСТВУЮЩИЙ ПРОЦЕСС И БОЛЕВЫЕ ТОЧКИ

Система бюджетирования не существует отдельно сама по себе – она нужна для решения определенных бизнес-задач. Например, с ее помощью можно получить ответы на вопросы: почему не были достигнуты целевые показатели или как моделировать различные сценарии развития, которые позволят принимать эффективные управленческие решения. Функциональность этой системы определяется тем, насколько качественно и оперативно она может выполнять эти задачи.
В самом начале проекта автоматизации необходимо проанализировать текущие процессы в организации и ответить на вопрос: что сейчас происходит с системой бюджетирования и для чего она необходима?

Первым шагом станет анализ и выявление болевых точек:

    • На какие бизнес-вопросы должна ответить система? Насколько успешно это происходит сейчас?
    • Решение какой проблемы даст наиболее быстрый эффект для всей компании?
    Примерами бизнес-вопросов могут служить:
    • Что послужило причиной отклонений? Ответ на вопрос получим с помощью факторного анализа
    • Как изменятся основные KPI при изменении рыночной ситуации? Здесь нам поможет сценарное моделирование
    • Какова себестоимость каждого продукта и из каких элементов затрат она состоит? Сможем найти ответ с помощью расчета распределений
    • Каким будут подневные денежные потоки с учетом уже имеющихся контрактов, выставленных счетов и обязательств? Отвечаем на этот вопрос с помощью оперативного Cash Flow
    • Какие будут финансовые показатели компании в ближайшие 20 лет? Решаем с помощью составления стратегической модели.

    КАРТИНА БУДУЩЕГО

      После того как мы проанализировали бюджетный процесс своей организации и выявили болевые точки, приступим к моделированию идеальной картины будущего, которая устроит бизнес. На этом этапе необходимо подумать об имеющихся ресурсах, целевом процессе, людях, технологиях. Определить, что вы бы хотели поменять, а что оставить неизменным.

      Пример:

      Допустим, что бизнес устраивает существующая бюджетная модель и процесс. Но в качестве инструмента бюджетирования используется MS Exсel. Поэтому всякий раз, когда менеджмент просит пересчитать бюджетные показатели, с учетом новых вводных, приходится в течение длительного времени пересчитывать сценарии, а после завершения процесса данные могут снова обновиться и потребуется новый перерасчет.

      Многим организациям этот пример может быть знакомым, в частности пандемия COVID-19 часто меняла наши планы, что требовало быстрой адаптивности и точности пересчета сценариев, KPI и других бизнес показателей. Идеальным решением этой проблемы стало бы наличие инструмента, где данные и отчетность обновлялись бы по одному щелчку.

      Поэтому вторым шагом нам следует ответить на следующие вопросы:
      • Какими вы видите себе целевую модель и целевые процессы?
      • Что конкретно нужно сделать с учетом уже существующих бизнес-процессов, персонала, инструментов и технологий? Что из вышеперечисленного подлежит изменению?
      • Каким образом вы будете формализовывать ваше видение и презентовать его внутри компании?
      В качестве результата этого этапа мы получим описание целевой картины – концепцию, дорожную карту, схему бизнес-процессов.

      КОМАНДА

        Когда мы поняли, что необходимо делать, нужно подумать о команде проекта. Для начала обратите внимание на тех сотрудников, которые у вас работают. Могут ли они решить поставленные задачи, сколько времени они смогут выделять на проект, есть ли у них необходимая квалификация и опыт. Вероятно, может понадобиться привлечение новых специалистов в команду.
        Определите какие роли необходимы. Например, бизнес-аналитик, который сможет собирать требования бизнес-пользователей. Желательно, чтобы эта задача отдавалась не консультанту, а действующему сотруднику организации, который понимает бизнес-процесс изнутри и понимает, что конкретно должно быть сделано в системе. В случае, если не хватает людей, которым можно доверить руководство проекта, стоит пригласить менеджера проекта, так как со стороны организации должен быть сотрудник, который сможет координировать команду, распределять роли и зоны ответственности.

        Таким образом, для того чтобы определить состав команды проекта ответьте на следующие вопросы:
        • Какие специалисты могут решить поставленную задачу?
        • Каковы критерии отбора участников в вашу команду?
        • Удастся ли справиться силами имеющихся специалистов, необходимо ли нанимать сотрудников или привлекать консультантов?
        • Есть ли пиковые периоды загрузки сотрудников (бюджетные кампании, подготовка отчетности)
        Итогом станет определение требований к участникам и постановка сроков реализации проекта.

        ПОДХОД К СОЗДАНИЮ БЮДЖЕТНОЙ МОДЕЛИ И АВТОМАТИЗАЦИИ

          Далее предстоит выбрать подход к проекту: от общего к частному или наоборот.
          По нашему опыту решение каких-то конкретных задач step by step с их автоматизацией дает более быстрые результаты, чем классический проект, когда сначала создается бюджетная модель, а потом уже автоматизируется процесс.

          Если вы склоняетесь к выбору поэтапного подхода, стоит оценить существенность переработки методологии, потребность в быстрых изменениях в текущем процессе и наличие внутреннего заказчика, который готов вкладывать свои ресурсы на начальных этапах и продвигать этот проект.

          Остановимся чуть подробнее на масштабах изменения методологии: в поэтапном подходе есть риск не учесть все взаимосвязи бюджетов между собой, что может привести к масштабным переделкам уже в процессе внедрения. Чтобы уменьшить риск создайте верхнеуровневую архитектуру на первом этапе построения модели и постепенное расширяйте концепцию.

          На четвертом этапе ответьте на вопросы:
          • Будете ли вы внедрять систему по блокам или сразу целиком?
          • Насколько сильно будет пересмотрена бюджетная модель?
          • Есть ли внутренний заказчик, которому нужны «быстрые результаты»?
          Результатом станет определение похода к созданию бюджетной модели и составление верхнеуровневого плана, в котором будут отражены крупные фазы проекта и их результаты.

          ИНСТРУМЕНТ

            После того как мы определились с подходом к проекту можно приступать к выбору инструмента. Это один из самых важных этапов, ведь выбранный инструмент определяет дальнейшую работу с системой. Зачастую компании стараются либо выбрать платформы крупных и известных игроков рынка либо, наоборот, наиболее бюджетные варианты, которые не потребуют много усилий и затрат при внедрении.

            Каким образом выбрать программное обеспечение, идеально подходящее для вашей бюджетной модели? Определите:

            • Какие ключевые требования вы предъявляете к функциям системы?
            • Что помимо функционала ПО для вас важно?
            • Хотите ли вы чтобы бизнес-пользователи были «хозяевами» системы? Многим компаниям важно, чтобы администрирование системы производилось сотрудниками, отвечающими за бюджетный процесс, без привлечения IT службы или сторонних консультантов.
            • Кто из сотрудников сможет поддерживать, а главное развивать в будущую систему?
            Составьте сравнительный анализ различных платформ для автоматизации бюджетирования, чтобы выявить их преимущества и недостатки. Важно отметить, что по итогам этого этапа может измениться состав команды проекта.

            РИСКИ

              Какие риски следует учитывать при автоматизации бюджетирования и внедрения новой модели?
              • Недоступность ресурсов: есть ли пиковые периоды загрузки сотрудников и как они соотносятся с Планом, составленном на шаге 4?
              • Изменение требований: есть ли сейчас понятные требования к методологии или все будет определяться в ходе проекта?
              • Качество данных в системах источниках: насколько сейчас совпадет детализация планирования и учета, понятна ли сейчас схема обмена данными?
              • Тестирование: есть ли эталонные данные для проверки корректности работы системы?

              ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЕКТА

                По результатам анализов рисков проекта и проработки вариантов их минимизации можно перейти к планированию проекта. На данном этапе подумайте о том:

                • Какие будут фазы проекта или спринты? Каковы будут их результаты?
                • Кто будет отвечать за конкретные задачи?
                • Какие задачи будут «шоустопперами» для всего проекта или определенных его фаз?
                • Какие есть ограничивающие или просто ключевые даты/события?
                • Какие есть контрольные точки?
                Ответив на эти вопросы, вы сможете составить пошаговый план, благодаря которому можно будет приступить к автоматизации бюджетирования, разработке методологии, планированию каждой стадии реализации проекта и обозначить требования к результатам.
                Понравилась статья?
                Больше актуальных новостей и интересных кейсов
                Не забудьте подписаться на наш Telegram!
                Будьте в курсе событий!
                Читайте также:
                  Мы используем файлы cookie
                  Чтобы улучшить работу сайта и предоставить вам больше возможностей. Продолжая использовать сайт вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookie.
                  Мы используем файлы cookie
                  Настройки
                  Файлы cookie, необходимые для корректной работы сайта, всегда включены.
                  Другие файлы cookie можно настроить.
                  Основные файлы cookie
                  Всегда включен. Эти файлы cookie необходимы для того, чтобы вы могли пользоваться веб-сайтом и его функциями. Их нельзя отключить. Они устанавливаются в ответ на ваши запросы, такие как настройка параметров конфиденциальности, вход в систему или заполнение форм.
                  Аналитические файлы cookie.
                  Disabled
                  Эти файлы cookie собирают информацию, чтобы помочь нам понять, как используются наши веб-сайты или насколько эффективны наши маркетинговые кампании, или чтобы помочь нам настроить наши веб-сайты под вас.
                  Рекламные файлы cookie
                  Disabled
                  Эти файлы cookie предоставляют рекламным компаниям информацию о вашей онлайн-активности, чтобы помочь им предоставлять вам более релевантную онлайн-рекламу или ограничить количество просмотров рекламы. Эта информация может быть передана другим рекламным компаниям.