Планирование логистических расходов

Время чтения: 3 минуты

Логистические расходы составляют значительную часть всех издержек компании-ритейлера.
Традиционно выделяют три основных блока при бюджетировании логистики:

  • Планирование товародвижения;
  • Планирование складских расходов;
  • Планирование транспортных расходов.
Расскажем на примере крупного российского ритейлера, как мы последовательно выполнили для него задачи по планированию каждого блока. Начнем с планирования товародвижения.

Планирование товародвижения

Планирование логистических затрат начинается с определения объема логистического товарооборота в рублях (далее – Лог ТО), т.е. объема товаров, поставляемых с РЦ (распределительных центров) в магазины. Подход к расчету Лог ТО может быть разным: например, от себестоимости продаж магазинов, либо от так называемого Закупочного ТО, т.е. себестоимости продаж, скорректированной на естественные потери и на изменение остатков на магазинах.

В нашем кейсе мы рассчитали Лог ТО как произведение процента централизации (т.е. доли поставок товаров с конкретного РЦ на магазин) и закупочного ТО магазина. Долю централизации при этом посчитали на основе фактических данных с возможностью ручной корректировки. Одной из тенденций для ритейлеров является увеличение доли поставок с собственных РЦ и сокращение прямых поставок от поставщиков соответственно.

Аналитики, в разрезе которых планируется Лог ТО, определяются особенностями основных логистических операций, а также типов расходов (складских и транспортных).

Лог ТО планируется в разрезе логистических категорий товаров – более укрупненных категорий, в которые сгруппированы товарные категории из смежных блоков бюджетной модели по общим принципам: например, по единому подходу к хранению, обработке товаров.
На практике часто выделяют, например, следующие логистические категории:
  • сопутствующие товары;
  • напитки;
  • фрукты и овощи;
  • бакалея;
  • непродовольственные товары;
  • свежие товары повседневного спроса;
  • свежие скоропортящиеся товары;
  • алкоголь;
  • замороженные товары.
Также для последующего использования в бюджетах складской и транспортной логистики Лог ТО детализируется по следующим аналитикам:

Типам цепочек поставок – т.е. поставкам с РЦ в магазин, разделенным по территориальному признаку: например, поставки с РЦ в магазин внутри одного региона, поставки с центрального (федерального) РЦ в магазин из другого региона, поставки с федерального РЦ в региональные РЦ для последующей поставки в магазины внутри региона.

Транспортным зонам – территориальным зонам, объединяющим несколько магазинов.

Зонам доставки – более детализированным транспортным зонам, включающим в себя километраж от РЦ до магазина.

Типам складской обработки – например, планирование может осуществляться по следующим типам: кросс-докинг (КДК, т.е. по типу сквозного складирования, когда процесс приёмки и отгрузки грузов осуществляется без размещения в зоне долговременного хранения), полная комплектация. Детализация зависит от потребностей логистической системы внутри компании, например, если это необходимо, то при планировании можно выделить такую разновидность КДК, как pick-by-line (PBL или обтор по линии – процесс распределения поступившего на склад товара по специально подготовленным консолидационным местам для каждой розничной торговой точки).
Планирование в разрезе этих аналитик осуществляется на основе процентов, сложившихся исторически (т.е. на основе фактических данных), корректируемых вручную аналитиками компании. Также данные об оптимальных цепочках поставок могут быть получены с помощью специального программного обеспечения.

Для дальнейшего использования данных по Лог ТО в бюджетах складской и транспортной логистики, Лог ТО в стоимостном выражении переводится в Лог ТО в натуральном выражении:

  • в коробах: исходя из средней стоимости короба;
  • в паллетах: исходя из количества коробов на паллете.

Планирование по такой методике позволяет решить следующие задачи:

  1. спланировать товарооборот компании по необходимым аналитикам в стоимостном выражении;
  2. получить плановый товарооборот в натуральном выражении для дальнейшего планирования складских и транспортных расходов
В результате клиент получил детальную параметризированную модель по планированию товародвижения, данные из которой в дальнейшем будут использованы при планировании показателей других блоков логистики, о которых мы расскажем в наших следующих кейсах.
Понравилась статья?
Больше актуальных новостей и интересных кейсов
Не забудьте подписаться на наш Telegram!
Будьте в курсе событий!
Читайте также: