Планирование логистических расходов

Время чтения: 3 минуты

Мы используем файлы cookie
Чтобы улучшить работу сайта и предоставить вам больше возможностей. Продолжая использовать сайт вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookie.
Мы используем файлы cookie
Настройки
Файлы cookie, необходимые для корректной работы сайта, всегда включены.
Другие файлы cookie можно настроить.
Основные файлы cookie
Всегда включен. Эти файлы cookie необходимы для того, чтобы вы могли пользоваться веб-сайтом и его функциями. Их нельзя отключить. Они устанавливаются в ответ на ваши запросы, такие как настройка параметров конфиденциальности, вход в систему или заполнение форм.
Аналитические файлы cookie.
Disabled
Эти файлы cookie собирают информацию, чтобы помочь нам понять, как используются наши веб-сайты или насколько эффективны наши маркетинговые кампании, или чтобы помочь нам настроить наши веб-сайты под вас.
Рекламные файлы cookie
Disabled
Эти файлы cookie предоставляют рекламным компаниям информацию о вашей онлайн-активности, чтобы помочь им предоставлять вам более релевантную онлайн-рекламу или ограничить количество просмотров рекламы. Эта информация может быть передана другим рекламным компаниям.
Логистические расходы составляют значительную часть всех издержек компании-ритейлера.
Традиционно выделяют три основных блока при бюджетировании логистики:

  • Планирование товародвижения;
  • Планирование складских расходов;
  • Планирование транспортных расходов.
Расскажем на примере крупного российского ритейлера, как мы последовательно выполнили для него задачи по планированию каждого блока. Начнем с планирования товародвижения.

Планирование товародвижения

Планирование логистических затрат начинается с определения объема логистического товарооборота в рублях (далее – Лог ТО), т.е. объема товаров, поставляемых с РЦ (распределительных центров) в магазины. Подход к расчету Лог ТО может быть разным: например, от себестоимости продаж магазинов, либо от так называемого Закупочного ТО, т.е. себестоимости продаж, скорректированной на естественные потери и на изменение остатков на магазинах.

В нашем кейсе мы рассчитали Лог ТО как произведение процента централизации (т.е. доли поставок товаров с конкретного РЦ на магазин) и закупочного ТО магазина. Долю централизации при этом посчитали на основе фактических данных с возможностью ручной корректировки. Одной из тенденций для ритейлеров является увеличение доли поставок с собственных РЦ и сокращение прямых поставок от поставщиков соответственно.

Аналитики, в разрезе которых планируется Лог ТО, определяются особенностями основных логистических операций, а также типов расходов (складских и транспортных).

Лог ТО планируется в разрезе логистических категорий товаров – более укрупненных категорий, в которые сгруппированы товарные категории из смежных блоков бюджетной модели по общим принципам: например, по единому подходу к хранению, обработке товаров.
На практике часто выделяют, например, следующие логистические категории:
  • сопутствующие товары;
  • напитки;
  • фрукты и овощи;
  • бакалея;
  • непродовольственные товары;
  • свежие товары повседневного спроса;
  • свежие скоропортящиеся товары;
  • алкоголь;
  • замороженные товары.
Также для последующего использования в бюджетах складской и транспортной логистики Лог ТО детализируется по следующим аналитикам:

Типам цепочек поставок – т.е. поставкам с РЦ в магазин, разделенным по территориальному признаку: например, поставки с РЦ в магазин внутри одного региона, поставки с центрального (федерального) РЦ в магазин из другого региона, поставки с федерального РЦ в региональные РЦ для последующей поставки в магазины внутри региона.

Транспортным зонам – территориальным зонам, объединяющим несколько магазинов.

Зонам доставки – более детализированным транспортным зонам, включающим в себя километраж от РЦ до магазина.

Типам складской обработки – например, планирование может осуществляться по следующим типам: кросс-докинг (КДК, т.е. по типу сквозного складирования, когда процесс приёмки и отгрузки грузов осуществляется без размещения в зоне долговременного хранения), полная комплектация. Детализация зависит от потребностей логистической системы внутри компании, например, если это необходимо, то при планировании можно выделить такую разновидность КДК, как pick-by-line (PBL или обтор по линии – процесс распределения поступившего на склад товара по специально подготовленным консолидационным местам для каждой розничной торговой точки).
Планирование в разрезе этих аналитик осуществляется на основе процентов, сложившихся исторически (т.е. на основе фактических данных), корректируемых вручную аналитиками компании. Также данные об оптимальных цепочках поставок могут быть получены с помощью специального программного обеспечения.

Для дальнейшего использования данных по Лог ТО в бюджетах складской и транспортной логистики, Лог ТО в стоимостном выражении переводится в Лог ТО в натуральном выражении:

  • в коробах: исходя из средней стоимости короба;
  • в паллетах: исходя из количества коробов на паллете.

Планирование по такой методике позволяет решить следующие задачи:

  1. спланировать товарооборот компании по необходимым аналитикам в стоимостном выражении;
  2. получить плановый товарооборот в натуральном выражении для дальнейшего планирования складских и транспортных расходов
В результате клиент получил детальную параметризированную модель по планированию товародвижения, данные из которой в дальнейшем будут использованы при планировании показателей других блоков логистики, о которых мы расскажем в наших следующих кейсах.
Понравилась статья?
Больше актуальных новостей и интересных кейсов
Не забудьте подписаться на наш Telegram!
Будьте в курсе событий!
Читайте также: